Признаки проблем со слухом у ребенка
По каким признакам можно понять что у грудного ребенка проблемы со слухом?
Аноним, 11 февраля 2019
Нарушение слуха сегодня - достаточно распространенная патология, которая, согласно мировой статистике, встречается у 3-4 х малышей на 1000 родившихся. В нашей стране внедрена и успешно работает программа по раннему выявлению проблем со слухом у новорожденных. Каждый малыш в роддоме должен пройти скрининг слуха – простую и быструю процедуру отоакустической эмиссии, которая позволит определить наличие серьезной патологии слуха, которая может влиять на дальнейшее развитие ребенка. Но, к сожалению, здесь не все так просто, ведь примерно у трети малышей с предрасположенностью к тугоухости слух ухудшается в течение первого года жизни. Поэтому, даже если скрининг пройден, нужно внимательно наблюдать за развитием крохи и вовремя заметить первые признаки снижения слуха.
Для каждого периода развития ребенка характерны определенные реакции на окружающие звуки:
1. 0-3 месяца – Аудиторная кора головного мозга только начинает знакомиться с окружающими звуками. Ребенок может вздрагивать или, наоборот, затихать при внезапных громких звуках, также могут активизироваться сосательные движения в ответ на звук. Не нужно пытаться трясти погремушками в надежде увидеть какую-то реакцию малыша и тем более расстраиваться, если этой реакции нет. Только к третьему месяцу малыш начнет поворачивать голову в сторону интересующего его звука и локализовать звук глазами.
2. 3-6 месяцев. Ребенок поворачивает голову в сторону негромкого звука, но пока не может найти звук вверху и внизу. К 6 месяцам в ответ на голос мамы появляется так называемый «комплекс оживления» - малыш радуется, услышав знакомый голос. Малыш прислушивается к речи, начинает повторять некоторые звуки. В лепете присутствуют фонемы [б],[п],[м].
3. 7-12 месяцев. Ребенок знает и откликается на свое имя, понимает простые просьбы и выполняет их, понимает значение слов «можно» и «нельзя». Кроха имитирует различные звуки, подражает интонациям взрослых, использует лепетные слова и усеченные формы, для привлечения внимания использует звуки речи, а не крик.
4. 12-18 месяцев. Ребенок активно использует лепетные слова, имитирует интонации взрослых, выполняет простые команды, в активном словарном запасе имеет до 20 слов, но речь его в основном пока не понятна окружающим.
5. 2 года. У ребенка увеличивается словарный запас: знает до 300 слов, говорит 50-100 и более слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, может указать пальцем на рисунки в книге и произнести названия часто встречающихся в ней предметов.
6. 3-4 года. В эти годы значительно расширяется словарный запас, улучшается произношение, ребенок строит предложения, для того чтобы спрашивать, выражать свои желания.
Здесь мы много внимания акцентируем на развитии речи, ведь речь – это зеркало слуха. Для того, чтобы научиться говорить, нужно для начала слышать. Отсутствие должной реакции в том или ином возрастном периоде еще не говорит о наличии проблем со слухом, потому что у всех детей разные темпы развития и особенности поведения.
Однако следует насторожиться, если:
• к 5-6 месяцам вашему малышу сложно определить источник звука, он не реагирует на
внезапные и громкие звуки;
• в 6 месяцев ребенок не отзывается на свое имя, не поворачивает голову, когда вы его зовете;
• если в возрасте 6-8 месяцев угасает лепет (важно понимать, что первые звуки появятся даже у малыша с серьезной патологией слуха – как признак готовности речевого аппарата, однако затем они постепенно угаснут либо в речи крохи останутся только гласные);
• к году не выполняет простые просьбы: «покажи», «принеси»;
• в возрасте до двух лет в речи малыша нет отдельных слов.
Отдельно хочется сказать о более взрослых детках в возрасте 3-5 лет, которые имеют дефекты в произношении звуков – это тоже может быть признаком изменения слуха, но особого характера, когда страдает восприятие отдельных фонем, чаще шипящих и свистящих. Грамотный логопед обязательно посоветует пройти проверку слуха у специалиста, чтобы выявить возможные отклонения.
Самостоятельно объективно обнаружить нарушение слуха конечно же сложно, ведь развитие каждого малыша идет своими темпами, и далеко не всегда отсутствие речи говорит о тугоухости.
Здесь нам на помощь приходят объективные методы обследования слуха малыша:
• регистрация вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ);
• регистрация вызванных слуховых потенциалов головного мозга (КСВП);
• импедансометрия.
Это простые, безопасные и безболезненные процедуры, которые помогают с высокой точностью определить, есть ли у ребенка нарушение слуха.
Если не обнаружить нарушение слуха на раннем этапе развития, это может поставить под угрозу полноценное развитие речевых навыков, и повлиять на общее и психическое развитие ребенка.
Дорогие мамы и папы! Не нужно бояться проверки слуха, ведь своевременное обращение к сурдологу позволит вовремя выявить и скорректировать нарушение слуха.